Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Рынок товаров народного потребления

Рынок товаров народного потребления выполняет роль связующего звена между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и личным потреблением — с другой. На этом рынке реализуется продукция II подразделения общественного производства в обмен на часть стоимости совокупного общественного продукта, образующего денежный доход населения. В этом своем качестве рынок товаров народного потребления обеспечивает возмещение соответствующих частей совокупного продукта в сфере потребления.

Таким образом, рынок товаров народного потребления можно определить как сферу реализации части совокупного общественного продукта, направленного на личное потребление, в обмен на денежные доходы населения, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.

Поскольку рынок как экономическое явление существует в определенных конкретных социально-экономических условиях, которые зависят от формы собственности на средства производства, то, как было отмечено выше, место и роль рынка в экономической системе, закономерности его функционирования определяются прежде всего способом производства и адекватной ему формой распределения жизненных благ между членами общества.

Отличительной особенностью социалистического внутреннего рынка являлся планомерный характер его развития, при котором центральные органы управления, используя механизм народнохозяйственного планирования, устанавливали объем реализации товаров и платных услуг, определяли и контролировали цены, регламентировали взаимоотношения сторон в процессе реализации товаров.

Рынок — это не только сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, но и сфера проявления конкретной хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией товаров.

В основе функционирования рынка лежит действие экономических законов товарного производства: закон стоимости, согласно которому производство и обмен совершаются на основе общественно необходимых затрат труда, а также закон спроса и предложения, предусматривающий необходимость единства стоимостных и натурально-вещественных связей в процессе производства и реализации товаров.

Составными элементами рынка являются: товарное предложение, спрос и цена товара. Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации — продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Спрос - это платежеспособная потребность, вынесенная на рынок. Спрос количественно отклоняется от действительной общественной потребности, это форма проявления потребности в условиях рынка. Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости.

Как объект управления рынок товаров народного потребления характеризуется: емкостью, конъюнктурой, условиями реализации.

Возврат к списку